1. Что такое аутсорсинг охраны труда?

Аутсорсинг охраны труда — передача Заказчиком непрофильных функций, в части организации и координации работ по охране труда в организации, специалисту по охране труда сторонней организации.

  1. Какая разрешительная документация должна быть у организации, являющейся исполнителем услуг в области охраны труда?

Компания, предоставляющая услуги в области охраны труда, должна быть внесена в реестр аккредитованных организаций. ООО «СПиКол» внесена в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда под регистрационным номером №5905 от 25.04.2019.

ООО «СПиКол» аккредитована на осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

  1. Какие функции могут передать на аутсорсинг организации, численность работников которого менее 50 человек.

Работодатели, у которых работает меньше 50 человек, могут передать на аутсорсинг абсолютно все функции ОТ:

  • создание СУОТ, систематический контроль эффективности ее работы, модернизация в соответствии с обновляющимися требованиями законодательства;
  • контроль состояния условий труда, средств производства, обеспеченности работников СИЗ, смывающими, очищающими средствами;
  • организация всех типов обучения по ОТ (обучение ИТР, рабочих, инструктажи), медосмотров;
  • расследование, учет несчастных случаев и производственного травматизма, разработка соответствующих мероприятий;
  • взаимодействие с надзорными органами (подготовка к проверкам и их прохождение, подготовка и сдача отчетов, предоставление информации по запросу, оспаривание незаконных штрафов);
  • организация работы службы ОТ во всех подразделениях компании, координация работы специалистов, проверка качества их работы и т.д.;
  • подготовка методической информации, инструкций, положений, программ инструктажей, обеспечение ею подразделений компании.

Часть функций ИП или руководитель компании может оставить за собой. Однако это требует специальных знаний и времени.

  1. Какие функции могут передать на аутсорсинг организации, численность работников которого более 50 человек.

Работодателям, у которых работает более 50 человек, необходимо четко разграничить работу собственного отдела ОТ и специалистов компании-аутсорсера. Чаще всего поступают так:

  • собственным специалистамоставляют оперативную работу – проверки участков, проведение инструктажей, подготовку списков сотрудников на медосмотры, контроль обеспечения работников СИЗ и их использования, словом, всю «текучку»;
  • специалистам компании-аутсорсерапоручают общее руководство охраной труда и пожарной безопасностью на объектах: подготовку документации для построения СУОТ, организацию проведения обучения, инструктажей, разработку, согласование документации на оборудование, подготовку к проверкам, взаимодействие с надзорными органами, периодическую проверку качества работы собственных специалистов и др.

Также им поручают разовые работы, требующие высокой квалификации, например, подготовку комплекта документации при запуске нового объекта, сопровождение ввода в эксплуатацию сложного или нового оборудования.

5.    Когда нужно создавать службу охраны труда или заключать договор с компанией, предоставляющей услуги в области охраны труда?

Не все работодатели могут объективно оценить объем работы, которую выполняет специалист по охране труда. Поэтому зачастую на сотрудника взваливают непосильный перечень задач. Или, наоборот, в небольших организациях создают целую службу охраны труда, когда достаточно иметь одного хорошего специалиста. Разберемся, сколько сотрудников на самом деле должны заниматься охраной труда.

Система охраны труда находится в непосредственном подчинении у работодателя. Если численность работников предприятия превышает 50 человек (ст. 217 ТК РФ), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При этом у работодателя есть несколько вариантов:

  • создать отдельное структурное подразделение – службу охраны труда;
  • ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
  • привлечь аккредитованную специализированную организацию (специалиста) по гражданско-правовому договору.

Если численность работников менее 50 человек, то работодателю можно:

  • возложить обязанности по охране труда на себя (но для полноценного соответствия обязательствам необходимо профильное образование в области «Техносферная безопасность»);
  • возложить обязанности на уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа о совместительстве или совмещении профессий).

Как показывает практика, руководители организаций часто не до конца понимают, какие функции обязана выполнять служба охраны труда. Соответственно они не всегда могут объективно оценить необходимость и обоснованность привлечения аутсорсера. Не следует забывать и о том, что при подсчетах выгоды привлечения штатного специалиста и аутсорсера недостаточно просто сопоставить ежемесячную заработную плату штатного инженера по охране труда и сумму, в которую обходятся услуги сторонней организации

Для вычисления реальной “стоимости” сотрудника необходимо умножить его оклад на 4, а то и на 6, т.е. при минимальной заработной плате в 40000 руб. (заработная плата специалиста с опытом значительно выше) существуют дополнительные затраты приблизительным объемом 100 тыс. руб. и выше.

В сумму дополнительных затрат входят следующие расходы:

  1. Около 30%=взносы уплачиваемые работодателем + 13% НДФЛ= 17200.
  2. Отпускные выплаты около73000 в год, больничные листы, льготный проезд.
  3. Приобретение справочных консультационных систем (таких как Гарант или Консультант+) – для работодателей, у которых есть уже штатные специалисты по охране труда, очень рекомендуем обеспечить этими системами своих специалистов, т.к. это сильно помогает вовремя отреагировать на изменения в законодательстве и избежать излишних затрат при работе «обычно так».
  4. Электроэнергия, персональный компьютер, орг. техника, интернет, мебель, телефон, канцтовары.
  5. Периодическое обучение, повышение квалификации
  1. В каких областях обеспечения безопасности должна проводиться работа в организациях?

Безопасность на производстве в свою очередь регулируются несколькими областями права это:

  • непосредственно охрана труда,
  • промышленная безопасность,
  • электробезопасность,
  • пожарная безопасность,
  • санитария и гигиена,
  • экологическая безопасность,
  • Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГОиЧС).

Наша компания при работе по обслуживанию в области охраны предоставляет в базовом пакете полный пакет документов по охране труда, минимально необходимый набор документов остальных областях, в зависимости от деятельности заказчика. Более углубленная разработка документов рассчитывается отдельно.

  1. Может ли работодатель самостоятельно разработать всю документацию?

Не редко специалисты в области ОТ, ПБ и ООС слышали утверждение: «Да вот в интернете все есть, копируй да вставляй…» или «Да чего там? Удостоверения выписывать да вот и все дела…»

Сам процесс оформления документов — занятие, требующее времени и знаний, для чего специалисты по охране труда сначала получают высшее образование, проходят обучение, повышение квалификации, получают аттестаты, удостоверения, допуски, «25 часов в сутки» из возможных 24 часов, читают, изучают, отслеживают изменения в Федеральных Законах, Приказах, Постановлениях Министерств и местного самоуправления, ГОСТ, СанПиН, Сводах Правил, Правил конкретных видов работ, Трудового Кодекса и множества других нормативов. 

К удобству организаций и индивидуальных предпринимателей на законодательном уровне установлено отсутствие необходимости нанимать квалифицированный персонал для решения поставленных задач. На рынке представлено достаточное количество организаций способных подготовить пакет документов по охране труда. Кроме того, пакет документов может разработать не только организация, но и физическое лицо. При этом риск получить некачественный продукт лежит полностью на заказчике — работодателе. 

  1. Сколько стоит работа по охране труда и какой порядок взаимодействия?

Стоимость аутсорсинга — нестабильная величина, зависящая от массы различных факторов, в частности, таких, как сфера деятельности, интересующий заказчика круг обязанностей, периодичность обслуживания и общий объём работы, а также количество специалистов, которых необходимо привлечь к работе и их квалификация.

Представленный прайс-лист носит информационный характер и не является официальной офертой, т.к. для каждого Заказчика стоимость рассчитывается индивидуально.

Порядок взаимодействия с Заказчиком:

  1. Мы получаем информацию о Заказчике:
  • штатное расписание (оклады нас не интересуют, только должности, численность работников занятых на рабочих местах и подразделения);
  • Ф.И.О. работников (не требуется при первоначальном расчете, только после заключения договора);
  • виды выполняемых работ Заказчиком;
  • применяемое оборудование, инструмент;
  • объекты выполнения работ, возможное наличие повышенных требований безопасности.
  1. Обсуждаем цену и договариваемся о существенных условиях договора. В процессе согласования договора чаще всего рассматриваются следующие вопросы: срок выполнения работ, состав документации, форма представления документации, определение ответственных за ОТ и ТБ лиц, порядок оплаты, ответственность, внедрение в документооборот,
  2. После подписания договора мы выполняем работу. Наша работа заключается в аудите имеющейся у заказчика документации, составлении к ней замечаний, подготовке отсутствующих документов.
  3. По окончании проделанной работы — сдаем результаты. Результатом проделанной работы является необходимый пакет документов по охране труда, устраняющий недостатки Заказчика
  4. По окончании работы по аутсорсингу (выполнение функций служб охраны труда)- результатом выполнения работы является отчет, содержащий рекомендации для Заказчика по обеспечению безопасных условий труда.
  1. Порядок осуществления функций службы охраны труда

 Услуга по осуществлению функций службы охраны труда с позиций жизненного цикла малого предприятия может иметь два этапа: первый этап — этап организации работ по охране труда на малых предприятиях и второй этап – этап осуществления функций службы охраны труда в процессе деятельности малого предприятия.

На 1 этапе – этапе организации работ по охране труда на малых предприятиях должны быть проведены организационные мероприятия в соответствии со следующим перечнем:

ознакомление с обязанностями и личной ответственностью работников в соответствии с законодательством об охране труда;

определение организационной формы работы по охране труда (создание службы охраны труда, назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонними специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда);

прохождение обучения и направление на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в аккредитованные учебные центры охраны труда;

назначение распорядительными документами ответственных должностных лиц, распределение обязанностей по охране труда между должностными лицами малого предприятия и ответственности в области организации безопасного производства работ и контроля за соблюдением требований охраны труда;

формирование перечня нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

разработка локальных нормативных документов работодателя, инструкций по охране труда для работников;

выделение работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и работ, для проведения которых требуется оформление наряда-допуска;

определение профессий и видов работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства;

выделение профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и предусмотрено дополнительное специальное обучение безопасности труда;

определение контингента работников, для которых предусмотрен предварительный при поступлении на работу и периодический медицинские осмотры;

выделение производств, профессий и должностей с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации;

заключение трудовых договоров с работниками;

определение порядка бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств и разработка перечней профессий, для которых предусмотрена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты;

организация работ повышенной опасности (при наличии).

На 2 этапе — этапе осуществления деятельности малого предприятия работа по охране труда включает следующие основные мероприятия:

разработка и ведение документации по охране труда;

проведение инструктажей по охране труда;

создание комиссии по охране труда;

избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов;

участие в расследовании, учете и оформлении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; участие в проведении оценки условий труда;

консультирование по вопросам обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

участие в организации санитарно-бытового обеспечения работников;

оборудование уголка по охране труда;

участие в организации обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

консультирование по вопросам предоставления компенсаций по результатам оценки условий труда, выдачи молока или лечебно-профилактического питания;

консультирование по вопросам организации и обучения первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

консультирование по вопросам финансирования мероприятий по охране труда;

консультирование по вопросам обеспечения прав и обязанностей работников малых предприятий.

10.  Преимущества работы с ООО «СПиКол»:

  1. Наличие аккредитации Минтруда России (подтверждает квалификацию специалистов и наличие информационно-материальной базы для компетентного выполнения работ).
  2. Контроль качества и актуальности документации со стороны более опытных сотрудников.
  3. Возможность получить консультацию и рекомендацию от специалистов в сложные моменты.
  4. Защита интересов Заказчика в надзорных органах.
  5. Оптимизация затрат на обеспечение работников средствами защиты за счет оформления актуальной документации.
  6. Являемся Поставщиком и дилером средств индивидуальной защиты, что позволяет нам обеспечить полный комплекс услуг и предоставить адекватные цены на продукцию.
  7. При заключении с нами договора аутсорсинга комплект документов по охране труда бесплатно.
  1. Какие виды аутсорсинга бывают?

Полный

  • Организация и координация работ по охране труда
  • Разработка всей документации по охране труда
  • Взаимодействие с надзорными и проверяющими органами
  • Контроль за соблюдением законодательных и нормативных актов по охране труда
  • Контроль за выполнением мероприятий по улучшению условий труда
  • Расследование несчастных случаев и т. д.

Частичный

  • Работодатель выбирает функции, которые он хочет передать на обслуживание другой компании. Остальную часть работ он выполняет самостоятельно

Разработка документов

  • Аутсорсинговая организация готовит журналы, инструкции, приказы, списки и перечни по охране труда и другие документы. В дальнейшем работодатель ведет их самостоятельно.

Проведение аудита

  • Наша организация проводит комплексный аудит как документации по охране труда, так и фактического соблюдения требований охраны труда и техники безопасности на местах. В результате заказчик получает отчёт с указанием рекомендаций по устранению «слабых зон» и снижению производственных, финансовых и временных рисков. Исправлять ошибки заказчик будет самостоятельно.